К основному контенту

Перси Биши Шелли – величайший поэт-романтик

4 августа 2017 года – 225 лет со дня рождения
Перси Биши Шелли (1792-1822),
 английского поэта-романтика

Шелли

         Родился будущий поэт в Англии 4 августа. Он был старшим ребенком в своей семье. Учился Перси в неплохих школах близ Лондона. В университете он интересовался логикой, критикой. Сдружился с Т. Дж. Хоггом. Вместе они анонимно издали брошюру про необходимость атеизма. Откровенное глумление над Богом вызвало массу недовольств. Молодых людей быстро вычислили, а затем исключили из университета. Окончательно Шелли разорвал отношения с родителями тогда, когда сбежал с Гарриет, одноклассницей свих сестер. В Эдинбурге он с ней обвенчался.
Он и его молодая супруга много колесили по Англии, Ирландии,   Шотландии, они нигде долго не задерживались. Перси постоянно публиковал «свободолюбивые» брошюры. Впрочем, проза и стихи того времени у Шелли были довольно слабыми. К тому же его произведения чаще всего были антирелигиозными и политическими. 
       В 1813 году Перси опубликовал свое первое значительное произведение – «Королева Маб», поэма. Несмотря на то, что в этом же году у него родилась дочка, семейная жизнь расстроилась. Перси познакомился с Мэри, дочкой У. Годвина, который был автором «Исследования о политической справедливости». Мэри и Шелли полюбили друг друга. Однако Гарриет категорически отказывалась давать развод. Махнув на все рукой, Перси и Мэри уехали на континент. В декабре 1814 года Мэри родила от Шелли сына, но тот умер в младенчестве. В 1816 году у пары родился еще один сын, которого назвали Уильямом. В этом же году их пригласил к себе в гости Байрон. Именно в Швейцарии Шелли создал сразу четыре шедевра английской литературы – поэмы «Лаон и Цитна», «Аластор, или Дух одиночества», стихотворения «Монблан», «Гимн Интеллектуальной Красоте».
В конце 1816 года Гаррет покончила жизнь самоубийством. Мэри и Перси смогли сыграть свадьбу. Поэт много болел, он старался заработать на содержание семьи, в которой произошло пополнение, ведь Мэри втянула в разврат свою сестру, которая родила от Байрона ребенка. Несчастный Перси же взял на содержание и ее и ребенка, так как отец Мэри и ее сестры отказался от дочерей. Семья отъехала в Италию, но там тоже все шло не так гладко. В Венеции умерла Клара, сестра Мэри. Ее ребенок тоже умер. Позже скончался в Риме сын Мэри Уильям. Семья ненадолго задержалась в Пизе. 
         Что касается творчества, то в Европе Шелли создал большую часть лучших своих произведений. Он написал трактат «Защита поэзии», стихотворную повесть «Розалинда и Елена», камерную лирическую драму «Освобожденный Прометей», поэму «Юлиан Маддало», романтическую трагедию «Ченчи», драматические сатиры «Питер Белл Третий», «Царь Эдип, или Тиран-Толстоног» и еще очень много великолепных произведений. 
8 июля 1822 года Перси Биши Шелли погиб. Он и его товарищ отправились в плаванье вдоль берега на новом судне. Во второй половине дня начался шторм, а в заливе Специя шлюпка столкнулась с фелюгой из Ливорно. Все пассажиры шлюпки «Дон Жуан» погибли. Скоро их тела вынесло на берег. Их торжественно сожгли на костре. Шелли похоронен на протестантском кладбище рядом с могилой Джона Китса.
Мужам Англии
Англичане, почему
Покорились вы ярму?
Отчего простой народ
Ткет и пашет на господ?

Для чего вам одевать
В шелк и бархат вашу знать,
Отдавать ей кровь и мозг,
Добывать ей мед и воск?

Пчелы Англии, зачем
Создавать оружье тем,
Кто оставил вам труды,
А себе берет плоды?

Где у вас покой, досуг,
Мир, любовь, семейный круг,
Хлеб насущный, теплый дом,
Заработанный трудом?

Кто не сеет - жатве рад,
Кто не ищет - делит клад,
И мечом грозит не тот,
Кто в огне его кует.

Жните хлеб себе на стол,
Тките ткань для тех, кто гол.
Куйте молотом металл,
Чтобы вас он защищал.

Вы, подвальные жильцы,
Лордам строите дворцы,
И ваши цепи сотней глаз
Глядят с насмешкою на вас.

Могилу роет землекоп,
Усердный плотник ладит гроб,
И белый саван шьет швея
Тебе, Британия моя!

Сонет к Байрону
Когда бы меньше почитал я вас,
От Зависти погибло б Наслажденье;
Отчаянье тогда б и Изумленье
Над тем умом смеялись бы сейчас,

Который, - как червяк, что в вешний час
Участвует в безмерности цветенья, -
Глядя на завершенные творенья,
Отрадою исполнен каждый раз.

И вот, ни власть, что дышит властью Бога,
Ни мощное паренье меж высот,
Куда другие тащатся убого, -

Ни слава, о, ничто не извлечет
Ни вздоха у того, кто возвращает:
Червяк, молясь, до Бога досягает.


Жаворонок

I
      Здравствуй, дух веселый!
            Взвившись в высоту,
      На поля, на долы,
            Где земля в цвету,
Изливай бездумно сердца полноту!

      II
      К солнцу с трелью звучной,
            Искрой огневой!
      С небом неразлучный,
            Пьяный синевой,
С песней устремляйся и в полете пой!

      III
      Золотятся нивы,
            В пламени восток.
      Ты взлетел, счастливый,
            От забот далек,
Радости надмирной маленький пророк.

    IV
      Сквозь туман пурпурный
            К небесам родным!
      В вышине лазурной,
            Как звезда, незрим,
Ты поешь, восторгом полный неземным.

    V
      Ты не луч ли диска,
            Что для смертных глаз
      Ал, когда он низко,
            Бел в полдневный час,
Еле видим в блеске и лишь греет нас.

    VI
      Звон твой полнит воздух,
            Высь и глубь до дна
      И в ночи при звездах,
            В час, когда, ясна,
Мир потопом света залила луна.

  VII
      Кто ты? С кем в природе
            Родственен твой род?
      Дождь твоих мелодий
            Посрамил бы счет
Струй дождя, бегущих с облачных высот.

   VIII
      Ты как бард, который,
            Светом мысли скрыт,
      Гимны шлет в просторы,
            Будит тех, кто спит,
Ждет ли их надежда, страх ли им грозит;

   IX
      Как в высокой башне
            Юная княжна,
      Что леса и пашни
            Видит из окна
И поет, любовью и тоской полна;

    X
      Как светляк зеленый,
            Вспыхнувший в тени
      Рощи полусонной,
            Там, где мох да пни,
Разбросавший в травах бледные огни;

     XI
      Как цветы, в которых
            Любит ветр играть, -
      Роз охватит ворох,
            Станет обрывать,
Пьяный их дурманом легкокрылый тать.

       XII
      Шорох трав и лепет
            Светлого ручья,
      Все, в чем свет и трепет,
            Радость бытия,
Все вместить сумела песенка твоя.

   XIII
      Дух ты или птица?
            Чей восторг людской
      Может так излиться,
            С нежностью такой
Славить хмель иль гимны петь любви самой?

  XIV
      Свадебное пенье
            Иль победный хор -
      Все с тобой в сравненье
            Неумелый вздор.
Твой соперник выйдет только на позор.

   XV
      В чем исток счастливый
            Песенки твоей?
      В том, что видишь нивы,
            Ширь долин, морей?
Что без боли любишь, без людских страстей?

    XVI
      Словно утро, ясный,
            Светлый, как рассвет.
      Скуке непричастный
            Радости поэт,
Чуждый пресыщенья, чуждый бурь и бед.

      XVII
      В вечной круговерти
            Даже в смертный час
      Думаешь о смерти -
            Ты мудрее нас,
Оттого так светел твой призывный глас.

     XVIII
      Будет или было -
            Ни о чем наш стон!
      Смех звучит уныло,
            Болью отягчен.
Вестник мрачных мыслей наш сладчайший сон.

       XIX
      Гордостью томимы,
            Смутным страхом гроз,
      Если рождены мы
            Не для войн и слез.
Как познать нам радость - ту, что ты принес?

     XX
      Больше книг, цветущих
            Мудростью сердец,
      Больше строф поющих
            Дар твой чтит певец.
Ты, презревший землю, бардов образец.

  XXI
      Дай мне эту радость
            Хоть на малый срок,
      Дай мне блеск и сладость
            Сумасшедших строк,
Чтоб, как ты поэта, мир пленить я мог.

Комментарии

  1. Интересный поэт, но мне как-то тяжело читать его стихи, непривычно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поэт интересный, а его стихи мы ведь читаем в переводе. Может поэтому их читать непривычно.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Встреча с американской подругой

Уважаемые читатели! С 1994 года я переписываюсь с Линдой Денни из штата Мичиган (США). В 1998 и 2000 годах мы с Линдой встречались в Новосибирске. Я и Линда Дорогие читатели! Посмотрите видеоролик о нашей встрече!

Я и моя планета

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  по экологии

ИГРА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПИНКА»
СТАНЦИЯ 1: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЧАЛКИ
Примеры экологических “кричалок” 1. Экология, друзья, наука очень нужная,
Без нее ты ни за грош в этой жизни пропадешь. 2. Будем мы беречь, друзья, зайца, птицу, муравья! 3. Дерево, трава, цветы и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. 4. Береги природу, друг,
И красиво будет все вокруг! 5. Ты люби природу, лес,
Вырастет он до небес!

СТАНЦИЯ 2: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Участники получают вопросы на карточках: 1. Зачем зайцу большие уши? Варианты ответов:
а) чтобы лучше слышать;
б) для торможения на повороте;
в) чтобы не перегреться (в жару уши отводят 1/3 тепла, образующегося при обмене веществ). 2. Зачем страус голову в песок прячет? Варианты ответов:
а) от страха;
б) разыскивает пищу;
в) освобождается от паразитов (засунет в горячий песок и ждёт сколько сможет, пока погибнут или сбегут все паразиты). 3. Почему у дятла мозги целы, хотя он постоянно стучит клювом…

Школы бывают разные...

В каждой стране свое представление об идеальном учебном процессе, и различий оказалось гораздо больше, чем мы могли себе представить. Франция Учебный год: Сентябрь — июль Длительность урока:  В зависимости от предмета (от 55 минут до 2 часов) Длительность учебной недели: 5 дней (среда — короткий день) Экзамены: Есть Домашние задания: Есть Отличительная особенность: Здесь часто можно встретить второгодников и детей, «перепрыгнувших» через класс, поэтому смешанные классы не редкость. Помимо обычных перемен в школе есть двухчасовой перерыв на обед: дети могут вернуться домой и пообедать с семьей. Пользоваться телефонами в школе строго запрещено, а перемены в обязательном порядке дети проводят на улице. Япония Учебный год: Апрель — март Длительность урока: 45 минут (начальные классы), 50 минут (средние и старшие) Длительность учебной недели: 6 дней Экзамены: Несколько раз в год Домашние задания: Нет (в начальной школе), очень много (в средней и в старшей школе) Отличительная особенность: Уроки начинают…