К основному контенту

Кто моя мама?

Загадка раскрыта!
Книга детства  обрела название и автора!

Уважаемые друзья, коллеги, читатели!
   От всей души я хочу поблагодарить вас за то, что прочитали мой предыдущий пост, написали комментарий, рассказали о книгах своего детства.  Мне хочется также сказать ОГРОМНОЕ СПАСИБО подруге Светлане Владимировне Баяновой (блог  «БиблиоВолшебница») за помощь в поисках книги.
    Я больше 10 лет искала название и автора  самой первой книги моего детства. Светлана Баянова смогла найти!!!  Читайте её комментарий в моём сообщении от 14 февраля 2017г. «Книги моего детства». Безымянная книга обрела название и имя автора - Аделаида Александровна Котовщикова   и её повесть «Кто моя мама» (1959 год).
Читайте повесть  на сайте - http://detectivebooks.ru/book/42963677/?page=1


Аделаида Александровна Котовщикова
(29.04.1909-24.02.1985), детский писатель
24 февраля 2017 года – 32 года со дня смерти
    Родители Аделаиды Александровны - врачи. Она училась в школе-девятилетке в Симферополе (1917-1926); одновременно в 1924—1926 — в Крымском техникуме изобразительных искусств, по окончании которого получила специальность художника-рисовальщика. В 1927г. переехала с родителями в Ленинград и поступила на факультет графики Академии художеств. Ушла со 2-го курса, некоторое время преподавала рисование в средней школе. В 1931-1932г. работала художником в мастерской наглядных пособий Военно-медицинской академии, в 1932-1933г. — статистиком в филиале Центральной психофизиологической лаборатории на заводе им. М. И. Калинина, в 1933-1935г. работала в Ленинградской Публичной библиотеке.
С 1933г. училась в вечернем Рабочем литературном институте им. М. Горького (окончила в 1937г.).
    С 1936г. – секретарь редакции журнала «Резец».
К этому времени относится начало литературной деятельности. В 1935г. ее два рассказа напечатаны в журнале «Резец». В 1940г. в журнале «Звезда» опубликована ее повесть «Отец», в 1942г. в том же журнале — повесть «Горный лес».
    С начала Великой Отечественной войны оставалась в Ленинграде, участвовала в оборонных работах. Летом 1942г. с двумя дочерьми эвакуировалась в Алтайский край, где работала на льнозаводе, в эвакогоспитале; была корреспондентом газеты «Алтайская правда». В 1944г. возвратилась в Ленинград, некоторое время, в 1944-1945, работала в измерительной лаборатории, после чего полностью посвятила себя литературному труду.
     В литературе Котовщикова А.А. выступила преимущественно как детская писательница. Первоначально ее повести и рассказы были рассчитаны на читателей-школьников и пионеров, в последующий период ее герои — преимущественно дети дошкольного и младшего школьного возраста. Член Союза советских писателей.
Повесть «Кто моя мама» впервые была напечатана
в журнале «Костёр» №7-9, за 1959 год
Глава I «Потеряшка» (отрывок)
Девочка играла на полу.
Ей было года три. Нечесаные кудряшки торчали светлыми штопорами. Голая спинка виднелась в прорехе незастегнутого платья.
Сидя на корточках, девочка держала в одной руке резиновую куклу, в другой — деревянную матрешку. Она ткнула куклой матрешку.
— Не суйся под ноги! Сдать бы тебя куда-нибудь!
Матрешка со стуком упала на пол. Девочка сжалась и бросила настороженный взгляд на кровать в углу комнаты. Там, прикрывшись пиджаком, спал мужчина. Он не шевельнулся.
Прижимая к себе куклу, девочка подошла к столу, уцепившись за край, приподнялась на цыпочки, оглядела неубранные тарелки с остатками еды. Дотянулась до обкусанного ломтя хлеба и стала с аппетитом жевать, время от времени тыча куском в куклины губы.
Раздался резкий звонок. Девочка вздрогнула и замерла. Позвонили вторично. Она подбежала к кровати, крикнула радостно:
— Звонят! Папа, звонят!
Мужчина задвигался, оперся на локоть и сел, растрепанный, недовольный.
— Что там еще? У Олимпиады свой ключ.
Он зевнул, пригладил волосы, накинул пиджак и отправился в переднюю. Следом затопали маленькие ноги.
Пришел контролер электротока.
— Счетчик здесь. Счет положите на столик. И не забудьте хорошенько захлопнуть дверь! — Мужчина вернулся в комнату.
Девочка с любопытством разглядывала контролера, молодого однорукого парня. Пустой рукав у него был засунут в карман спецовки.
Контролер записал показания счетчика и дружелюбно покосился на девочку:
— Что, хозяюшка, поглядываешь?
Девочка улыбнулась.
— Покажи другую руку, — сказала она.
Контролер усмехнулся.
— Чего захотела, глазастая! А если другой нету?
— А где другая?
— На войне осталась.
— А где война?
— Да уж четыре года, как кончилась. А памятку мне оставила… на всю жизнь.
Контролер потрепал девочку по щеке и вышел на площадку.
Девочка стояла и смотрела вслед. Дверь скрипнула: ее приоткрыл порыв ветра. Девочка просияла: сейчас покажется хороший дяденька! Но дяденьки нет. Видно, спрятался. Чтобы его искали. Он так играет.
Девочка подбежала к двери и выглянула. Шагнула на площадку. Дяденьки не было.
Это был самый нижний этаж, лишь одна ступенька отделяла его от асфальта двора. Девочка спрыгнула со ступеньки.
Посреди двора шелестели летней листвой деревья. В песке копошились ребятишки. Дети постарше играли в прятки. Девочка в голубом платье притаилась за толстым стволом. У скамейки стоял мальчишка. Он вытянул шею, озираясь.
И вдруг за воротами, в другом конце этого большого проходного двора, зазвучала песня.
— Моряки идут! Моряки! — завопил мальчишка и понесся к воротам. Девочка в голубом платье помчалась за ним. Со всех сторон бежали ребята. И маленькая растрепанная девочка побежала тоже.
Она стояла в толпе детей. По мостовой с песней рядами шагали матросы. Девочка несколько раз хлопнула в ладоши от радости: кругом так светло, весело, поют!
Но вот мостовая опустела. Ребята убежали обратно во двор. Девочка пошла было за ними. И вдруг впереди мелькнуло знакомое платье. Мамино платье!
— Мама! — закричала девочка и бросилась за платьем. — Мама!
— Догони, маленькая, догони маму! — подбодрила проходившая мимо женщина. — Ишь, как бегает шибко! — похвалила она.
Девочка бежала во всю прыть. Платье завернуло за угол, и девочка завернула. А платья-то и не видать! Ноги двигаются со всех сторон — в туфлях, в босоножках, в ботинках, — много ног. А маминого платья, синего в белый горошек, нет!
Девочка с размаху шлепнулась на тротуар и залилась плачем. И уже не видела, что ноги вокруг остановились. Она взлетела куда-то в воздух — подняли ее чьи-то руки. Слышит голоса:
— Найдем, найдем маму!
— К маме хочу! К маме! — плачет она.
Отрывки из самых известных произведений
Аделаиды Котовщиковой
Ох, уж эта Зойка
На веранде, на краешке стола, красовалось блюдечко с розовой каёмкой. На блюдечке — груда тёмно-лиловых слив. Зойка выскочила из комнаты и видит: дядя Юра, длинный, голый до пояса, в одних спортивных брюках, стоя читает газету. В одной руке газету держит, а другую протянул и — хвать сливу, да в рот.
— Ты зачем ешь поросёнкино? — закричала Зойка. — Думаешь, студент, так тебе всё можно?
Дядя Юра сморщился и выплюнул сливу в открытое окно веранды, в сад.
— Фу! А как же свинячья еда на людском столе оказалась?
— Я на минутку поставила. Сейчас понесу Ваське в сарай. Для лучшего знакомства.
— А, так тут свиньи ещё не касались? — дядя Юра преспокойно забросил себе в рот две сливы подряд.
— Одна свинья уже прикоснулась! — с возмущением выпалила Зойка, схватила блюдечко двумя руками и отскочила с ним в сторону.
— Ничего-о себе! — дядя Юр…

Бабушка, будь моей дочкой!
Этот детсад не похож на ленинградский. Завтракают, обедают и полдничают здесь на террасе. В саду растут кипарисы, высокие-превысокие, торчат как вытянутое свечкино пламя, только пламя светлое, а кипарисы тёмные, почти чёрные. И пальмы растут, а ведь их только на картинках увидишь. И магнолии с огромными глянцевыми листьями и цветами — с большую чашку величиной. Таких деревьев в Ленинграде нет. По стене дома вьётся глициния, вся в лиловых цветочках, и пахнет так сильно, что хочется чихнуть. Вдали горы зелёные, лесом, как шкурой, покрытые, а над ними ещё горы, лиловатые, прозрачные какие-то… И не поймёшь, близко или далеко синеет море.
Папа приходит за Таней сразу после полдника, а то и во время полдника. Он прячется за толстым стволом кипариса, чтобы Таня его н…

Дядя Икс
Кирилке скучно.
Папа у Кирилки радист. И зимует на Новой Земле. Поэтому дома его, конечно, нет. Уже полгода или больше его нет дома. И еще столько же не будет.
Мама Кирилкина работает на телеграфе, отстукивает на аппарате телеграммы. Мама приходит домой после работы каждый день. Только очень нескоро это случается. Кирилка ждет-ждет…
Чтобы в комнате не было так тихо, он приводит в движение весь свой автомобильный транспорт.
Грузовики катятся на высшей скорости. При этом кирпичи-кубики вылетают из кузова и с грохотом валятся на шоссе. За грузовиком мчится автобус. За автобусом несутся легковушки. Все — и грузовики, и автобус, и легковые машины — отчаянно сигналят, гудят, свистят, фырчат и нет-нет, да и сталкиваются, скрежеща тормозами. Кирилке становится весело. Но скоро у него начинает першить и саднить в горле.
Прокашлявшись и прочихавшись, Кирилка, в который-то раз за утро, кормит рыбок. Вуале…

Малютка с лесного озера
В открытое окно класса влетела муха. А в этом классе занимались первоклассники.
Шёл урок чтения. Один мальчик стоял возле стола учительницы и читал вслух, а остальные читали про себя.
Мальчики поглядели, как муха летает над их головами, и снова стали смотреть в книги для чтения.
Но Женя Сомов продолжал следить глазами за мухой.
Муха кружилась под потолком, точно за нею гонялся кто-то невидимый. Потом она села на залитый солнцем подоконник между цветочными горшками. Поползла по нему и вдруг замерла неподвижно.
«Вот глупая! — думал Женя. — Охота тебе сидеть в классе, когда на дворе весна! Не видишь, что ли, на деревьях зелёные листочки? Совсем новенькие и пахнут»…
— Женя Сомов, читай дальше!
Услышав голос учительницы, Женя поскорей толкнул локтем соседа по парте — Игоря Свечкина. Игорь показал ему пальцем строчку. Женя поднялся и стал читать громко и т…
Нитка Кораллов
Был седьмой час утра, когда Федька зашел за Анной Ивановной.
Ночью, прекратился, наконец, снегопад, длившийся двое суток. Безветренная, спокойная тишина стояла над деревней. В темноте подмигивали кое-где желтым глазком огоньки в избах. Приглушенно и, казалось, очень далеко лаяли собаки.
Старая женщина и мальчик сошли с обледенелого крыльца и двинулись по узенькой стежке, протоптанной в чистом глубоком снегу. Глаза скоро привыкли к темноте, к тому же снег светлил все вокруг, и Анна Ивановна хорошо различала впереди себя небольшую фигурку с задранной головой: ушанка налезала Федьке на глаза.
Стараясь ступать в ямки — следы чьих-то огромных валенок, — Анна Ивановна думала о том, что она скажет в школе.
Учительница-пенсионерка, она приехала в гости к дочери, колхозному агроному, возилась с полуторагодовалым внуком и дней пять сидела себе в избе спокойно. А на шестой день, придя на ферму за молоком, встретила учителя…

Комментарии

  1. Теперь эта и моя любимая книга!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Яночка, я так рада, что книга моего детства стала и твоей любимой!

      Удалить
  2. Всё-таки это здорово, когда помнишь о самой любимой книге детства и случайно находишь её, спустя много-много лет! Иринка, я рада за тебя! Книга очень интересная!

    ОтветитьУдалить
  3. Светланка, видишь пост из Волшебного фонарика я перенесла в новый блог!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Встреча с американской подругой

Уважаемые читатели! С 1994 года я переписываюсь с Линдой Денни из штата Мичиган (США). В 1998 и 2000 годах мы с Линдой встречались в Новосибирске. Я и Линда Дорогие читатели! Посмотрите видеоролик о нашей встрече!

Я и моя планета

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  по экологии

ИГРА «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПИНКА»
СТАНЦИЯ 1: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЧАЛКИ
Примеры экологических “кричалок” 1. Экология, друзья, наука очень нужная,
Без нее ты ни за грош в этой жизни пропадешь. 2. Будем мы беречь, друзья, зайца, птицу, муравья! 3. Дерево, трава, цветы и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. 4. Береги природу, друг,
И красиво будет все вокруг! 5. Ты люби природу, лес,
Вырастет он до небес!

СТАНЦИЯ 2: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Участники получают вопросы на карточках: 1. Зачем зайцу большие уши? Варианты ответов:
а) чтобы лучше слышать;
б) для торможения на повороте;
в) чтобы не перегреться (в жару уши отводят 1/3 тепла, образующегося при обмене веществ). 2. Зачем страус голову в песок прячет? Варианты ответов:
а) от страха;
б) разыскивает пищу;
в) освобождается от паразитов (засунет в горячий песок и ждёт сколько сможет, пока погибнут или сбегут все паразиты). 3. Почему у дятла мозги целы, хотя он постоянно стучит клювом…

Школы бывают разные...

В каждой стране свое представление об идеальном учебном процессе, и различий оказалось гораздо больше, чем мы могли себе представить. Франция Учебный год: Сентябрь — июль Длительность урока:  В зависимости от предмета (от 55 минут до 2 часов) Длительность учебной недели: 5 дней (среда — короткий день) Экзамены: Есть Домашние задания: Есть Отличительная особенность: Здесь часто можно встретить второгодников и детей, «перепрыгнувших» через класс, поэтому смешанные классы не редкость. Помимо обычных перемен в школе есть двухчасовой перерыв на обед: дети могут вернуться домой и пообедать с семьей. Пользоваться телефонами в школе строго запрещено, а перемены в обязательном порядке дети проводят на улице. Япония Учебный год: Апрель — март Длительность урока: 45 минут (начальные классы), 50 минут (средние и старшие) Длительность учебной недели: 6 дней Экзамены: Несколько раз в год Домашние задания: Нет (в начальной школе), очень много (в средней и в старшей школе) Отличительная особенность: Уроки начинают…